Суббота, 20.04.2024, 18:59
 
|Главная | Мой профиль | ВыходРегистрацияВход  Вы вошли как Гость | Группа "Гость наблюдатель =)" | RSS
  • С НОВЫМ ГОДОМ, NIHIL! (9)
    [Мой путь к вере]
  • Помолитесь за здравие моего отца, болящего р.Б. Алексея (7)
    [Просьбы о молитве]
  • Бунт: война против Бога (7)
    [Православие]
  • К вопросу о книжниках и фарисеях (3)
    [F.A.Q.]
  • Устал от сектологов (22)
    [Сектология и лжехристианство]



  • [ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
    • Страница 1 из 1
    • 1
    Модератор форума: Watson  
    Сектантов.NET » Диалог » Протестантизм » О баптизме и клерикализме
    О баптизме и клерикализме
    WatsonДата: Вторник, 21.07.2009, 01:16 | Сообщение # 1
    Посвященный
    Группа: Модератор
    Сообщений: 486
    Репутация: 7
    Статус: Отсутствует
    Еще каких-то 20 лет назад в России никто не мог даже и говорить о влиянии церкви на государство, участии ее в политических процессах. Напротив, церковь – причем, все деноминации без исключения, – одинаково не уважалась государственными мужами. Чтобы не сказать большего...
    Теперь – другое: пасхальные и рождественские богослужения, проводимые в Храме Христа Спасителя, транслируют по центральному телевидению, президент РФ дарит цветы патриарху, а премьер-министр истово крестится перед объективами фотоаппаратов. Любое мало-мальски важное мероприятие «отмечается» присутствием православных батюшек. Будь то закладка первого кирпича в строящемся здании или праздничный концерт в честь дня Победы. Всё это является неплохим фоном для нескрываемых амбиций РПЦ по отношению к власти.
    Учитывая серьезность темы, я обратился с некоторыми вопросами к президенту Союза евангельских христиан-баптистов России Ю.К.СИПКО.

    _________________________________________
    *Клерикализм – политическое и идеологическое течение, стремящееся к усилению влияния церкви и духовенства на все сферы общественной жизни.

    – Юрий Кириллович, что, на ваш взгляд, означает клерикализм в России?
    – Мы, баптисты призваны делать всё возможное, чтобы евангельские принципы овладели всеми живущими в России. «Итак прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков, за царей и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте, ибо это хорошо и угодно Спасителю нашему Богу, Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1 Тим. 2:1-4). Это библейский клерикализм, если хотите.
    Но мы исповедуем и библейский принцип отделения церкви от государства. «...Отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу», – сказал Спаситель (Матф. 22:21).
    Когда церковь теряет силу Духа в благовестии, она попадает в искушение воспользоваться «административным ресурсом» для выполнения своей миссии. История хранит страшные страницы политических и религиозных злодеяний, совершённых церковью, когда она теряла благодать и вооружалась мечом кесаря.
    Государство – штука нужная, и в то же время – лишняя. Эти два противоречия иногда служат позитивному развитию институтов государственной власти, но не реже служат развитию тоталитаризма. Когда не хватает ресурса «власти силы», или этот ресурс не работает, что тогда делать государству? Особенно, если власти не хватает интеллекта или его нет вообще, а власти политической как внятного ответа на вопросы общества не видно даже на горизонте...

    – Возможно, надо такой ресурс создавать...
    – Правильно, надо создавать, учитывая взаимные интересы человека и государства. У церкви есть власть над душами и умами, она – самый организованный институт общества. Первейшая задача любого тирана – будь то диктатор или партия – прибрать к рукам столь мощный институт, каким является церковь. Кажется, что совпали интересы церкви и государства, и можно отдыхать. Но религиозность человека не мешает в то же время оставаться ему ещё и бунтовщиком. Он не терпит над собой диктата государства, не терпит также диктата церкви.
    Божья любовь в силе Духа Святого преображает характер этого бунтовщика и делает из него смиренного агнца, способного на жертвенную любовь во имя ближнего! Когда же у церкви нет силы Духа Святого, она стремится использовать силу государства, и тогда происходит то, что мы переживаем в настоящее время. Наше государство, вопреки Конституции, становится религиозным, клерикальным. Государственные мероприятия освящаются церковным обрядом. Свои поездки по регионам губернаторы и полномочные представители совершают в сопровождении священников. Министерства и ведомства заключают соглашения с Русской православной церковью (РПЦ) как субъектом власти. Заместитель министра иностранных дел, законодатели публично заявляют: «Наши действия согласовываются с РПЦ». Власть преследует свой интерес: желает контролировать человека. А церковь преследует свой интерес: не желает допускать инославных до человека, т.е. тоже хочет его контролировать.
    Церковь через институт власти пытается ввести в общеобразовательные программы изучение основ православной культуры – по сути, основ православной веры. И государству – опять соблазн, ведь идеологическое влияние на подданных, посеянное в детстве, создаёт таких граждан, которые будут верны своим отцам, будут кормить любимую власть безропотно. Это иллюзия, но ведь иллюзиями питается всякий, не познавший Истину!
    Бог не поручал церкви управление государством! Бог также не допускал государству управление церковью! Я оцениваю данный процесс в моей стране как пагубный. Ведь мой народ принимает не власть Христа как Сына Божьего, Спасителя, а власть людей, приватизировавших Евангелие благодати.
    Последствия такого «клерикализма» уже на улицах наших городов. После пропаганды «клерикально-чистого отечества» с призывом не допустить появления сект в подмосковной Балашихе был подожжён строившийся там дом молитвы. В Челябинске, после аналогичной телепропаганды, подожжён дом молитвы церкви евангельских христиан-баптистов. За прошедшие три года только в Новгородской области сожгли три дома молитвы.

    – Как вы считаете, нужно ли с этим явлением бороться? И если да, то – как?
    – Сложный вопрос. Как вы думаете, Христос, оказавшийся в ситуации гораздо более сложной, боролся с клерикализмом в Израиле? Я думаю, что ответ очевиден. Он боролся!
    Но как? Вот здесь корень проблемы. Это заставляет меня размышлять над призванием Церкви Христовой. Какова миссия церкви в России в наше время? Мы сформулировали её так: церковь призвана Христом для утверждения и расширения Царства Божьего на земле! Всякий, кто разделяет такое понимание миссии церкви, обязательно будет бороться с клерикализмом.
    Как, спрашивает вы? Всякое сердце, освобождённое истиной Евангелия от поклонения ложным богам, становится сердцем Царства Божьего! Всякая семья, принявшая Царство Божье, становится семьёй, свободной от претензий ложных богов, от имени кого бы их не насаждали. Я вспоминаю А.Солженицына. В его «Архипелаге ГУЛАГ» показана целая галерея страшных пыток, выбивание признаний от сильнейших революционеров, прошедших царские застенки и, кажется, ставших закалённее стали. Они подписывали себе приговоры, признаваясь в любых нелепостях, которые навешивали на них комиссары. Страх смерти делал беспомощными этих мужиков. А женщина-христианка, единственная, посмеялась над всеми угрозами, сказав, что смерть ей не страшна, потому что она верит в Иисуса Христа и имеет жизнь вечную. Настоящая живая вера в Иисуса – это борьба с ложью, которой является, в том числе, и клерикализм.
    Вы свет мира – это борьба! Вы соль земли – это борьба! Не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными, ибо какое общение праведности с беззаконием, света с тьмою, – это борьба!
    Можно проще. Если жить свято, это и будет борьба с нечестием, и победа неизбежна. Ибо побеждена смерть победою! «Смерть! Где твоё жало? Ад! Где твоя победа?.. Благодарение Богу, даровавшему нам победу Господом нашим Иисусом Христом! Итак, братия мои возлюбленные, будьте тверды, непоколебимы, всегда преуспевайте в деле Господнем, зная, что труд ваш не тщетен пред Господом» (1 Кор. 15:55-58).

    – В баптизме существует сегодня понятие о «приобщении к культуре» народа, в котором та или иная церковь живет. Как это применимо к российскому баптизму?
    – Вы точно подметили, такие «разговорчики в строю» существуют. Но что происходит? Мы ведь не пришельцы из Византии или Палестины. Мы россияне всех национальностей. Проблема в том, что целый век нашей истории мы были вне закона, без права на жизнь и без права на смерть. Эта отторженность сформировала нашу субкультуру. И мы, и общество можем без подготовки назвать некоторые особенные черты, присущие русскому баптизму. Может быть, даже точнее сказать – «советскому баптизму».
    И вот, выйдя на свободное благовестие в своей стране, мы оказались иностранцами, и потому, кроме Евангелия, проповедуем и свою «культуру». Это неизбежная историческая особенность российского баптистского движения. Этот разрыв культур вызывает разговоры о «приобщении к культуре».
    Я сейчас не стану касаться содержательной части вопроса, но скажу, что проблема актуальна. Культура – понятие слишком многоплановое, чтобы свести его к двум-трём определениям. Но если мы народ России, мы не можем быть не причастны к культуре России. А она многообразна. Культуре России принадлежит и евангельское движение с его особенностями не только религиозными, но и бытовыми, политическими, экономическими.

    –Что отличает баптизм от других конфессий? Ведь что-то же отличает?
    – Вы знаете, меня унижает такой подход к ценностям вечного Евангелия. Я не желаю сравнивать себя, свою веру с чем-то вторичным. Я хочу черпать свою веру в Иисусе Христе, хочу своё лицо соизмерять не с культурой, не с православной традицией, не с новшествами харизматическими, но с истиной, преподанной мне Иисусом Христом.
    Мир меняется стремительно, приходят и уходят философии и религиозные группы, возникают новые и новые лидеры, подстраиваясь под ожидания разочарованной толпы, предлагая себя в вожди и спасители, не замечая того, что вместе идут в ад широким путём.
    Зачем же мне, познавшему свободу в искуплении, получившему от Господа свидетельство прощения грехов, дар жизни вечной, печать Духа Святого и право называться и быть чадом Всевышнего, теперь искать в ком бы то ни было того, что обязательно должно отличать меня от него? Я ищу в себе и Слове Божьем того совпадения, которое всякий раз сообщает сердцу моему восторг.
    Земля переполнена книгами. Их количество буквально несметное. Все они – и художественная классика, и философия, и богословие, и вульгарные романы – использовали только 33 буквы нашего алфавита. Всё дело в том, как автор их составлял!
    В каждой религиозной группе может быть то, что уже есть в другой, и каждая имеет нечто общее. Нервозность возникает тогда, когда нет уверенности в истине, нет внутренней убеждённости, глубинной связи с Источником истины, с самой истиной. «...Познаете истину, и истина, сделает вас свободными», – сказал Спаситель (Иоан. 8:32).

    – И всё же для большинства людей, в том числе неверующих, разница между конфессиями основывается, прежде всего, на вещах, как вы сказали, – «вторичных». Хорошо, задам вопрос по-другому. Скажем, если баптистский проповедник наденет рясу и начнет приплясывать, размахивая над головой кадилом, он все еще будет вписываться в определение «баптист»?
    – Наши братья, нередко обращаясь к христианам «не баптистам», называют их баптистами, дабы акцентировать внимание именно на библейском крещении, что собственно, и отражено в этом слове. Поэтому, если следовать букве, то мы не сможем запретить пляшущему в рясе и размахивающему кадилом проповеднику называть себя баптистом, если он так себя реализует.
    Но мы ведь говорим о евангельской вере, т.е. вере происходящей из Евангелия, вере, рождаемой Евангелием! Мы говорим о Христе как о Боге, в Которого мы уверовали, Которому поклоняемся и на Которого стремимся быть похожими. Бог – Един, и Он открылся нам в Иисусе Христе: «Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» (Иоан. 1:18).
    Вами предложенный образ взят из уже существующих сегодня извращений. Еще в первые дни, когда не было сформировавшегося образа служения, извращения уже были. «Надав и Авиуд, сыны Аароновы, взяли каждый свою кадильницу, и положили в них огня, и вложили в него курений, и принесли пред Господа огонь чуждый, которого Он не велел им; и вышел огонь от Господа и сжег их, и умерли они пред лицом Господним» (Левит 10:1-2).
    Откровение Христа состоит в том, что Он не только открыл Бога, но и дал нам понимание принципов взаимоотношений с Ним, правильного поклонения. «Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе. Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине» (Иоан. 4:23-24). Вот что мы должны постичь!
    Я настаиваю как раз на необходимости постижения «истины и духа», это процесс, за который ответственность несёт проповедник, пастырь. На пути постижения истины есть и младенчество, и отрочество, дай Бог, чтобы он не остановился, но достиг зрелого состояния.
    Вы имеете детей, и я не думаю, что ребёнку плачущему, в три месяца от роду, вы читаете лекции с умным видом, рассказывая, как подобает вести себя наследнику великой фамилии. Вы берёте погремушку и размахиваете перед его лицом, да гремите так, чтобы заглушить его плач. Но если только погремушка будет, ребёнок умрёт. А если ему давать еще и кашки понемногу, тогда вырастет, и вот тут уж не пропустите момент и не промедлите – своевременно перейдите к твёрдой пище.
    В поклонении Богу, конечно, всё серьёзнее. Понимание святости Бога исключает всякую разнузданность. Кстати, существует немалое число проповедников, практикующих сегодня пляски и кадила. Это ведь скоморошество – с целью очевидной! Главное – ребят захватить побольше и побогаче. Главное – сколько денег собрали. Это исполнение сказанного Господом: «Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху; и от истины отвратят слух и обратятся к басням» (2 Тим. 4:4).

    – В чем, на ваш взгляд, ценность баптизма для простого россиянина? Что реально баптизм может дать русскому народу?
    – Если народ не хочет, то ничего ему баптизм дать не может. У баптистов нет скатерти-самобранки или ковра-самолёта, нет большого мешка с деньгами, чтобы всех желающих сразу сделать богатыми. Но, как сказал в своё время апостол Павел, «нас огорчают, а мы всегда радуемся; мы нищи, но многих обогащаем; мы ничего не имеем, но всем обладаем» (2 Кор. 6:10). Баптисты, верные Евангелию, не только могут, но и должны дать народу веру, спасающую от грехов и дающую жизнь с избытком. Жизнь с избытком даётся Господом, и она включает в себя рождение свыше, возрождение, – то, без чего никакая самая православная вера не может изменить человека, то, что делает человека причастником Божьего естества. Кто Духа Христова не имеет, тот и не Его, – это проповедь баптиста! Личное общение с Богом через Иисуса Христа – то, что открыто и дано баптистам, как великое благословение от Бога Отца. Без посредников, без страха, разговор с Богом как Отцом: «Авва, Отче! Отче наш!»
    Наш долг – проповедовать лето Господне благоприятное. «Дух Господа Бога на Мне, ибо Господь помазал Меня благовествовать нищим, послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение и узникам открытие темницы, проповедовать лето Господне благоприятное и день мщения Бога нашего, утешить всех сетующих...» (Ис. 61:1-2).
    Уверенность в спасении – это чувство победы, это гражданство Небесного Царства, это сознание своего посланничества для высокой миссии быть соработником у Бога. Это свобода от страха смерти, вечная жизнь со Спасителем в небесном граде. Это сила для благочестивой жизни: кто крал – впредь не кради; брак у вас да будет честным, ложе непорочным; никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших... Итак, будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный!
    Категория честности для России утрачена, о ней даже не мечтают; а между тем, если бы честность стала желанной, – где взять её? Баптистов отличает честность! Как можете заметить, все перечисленные выше достоинства относятся к личности, и всё это можно объединить в одном слове. Бог восстанавливает человека как личность, образ и подобие Божие в личности, делая человека царём и священником Себе! Когда бывшие наркоманы, пьяницы, блудники и уголовники возрождаются силой Слова Божьего и побеждают все названные пороки, – это, брат мой, не традиция и не культурная особенность, это явное действие силы Божьей.

    – Русская православная церковь лоббирует принятие решения о введении изучения закона Божьего в школах. Однако вопрос о том, кто будет преподавать этот закон, даже не поднимается. Понятно, что исключительно православная церковь. Баптизму есть, что предложить школьникам?
    – Всё, что я перечислил выше – и это предложение не баптизма, а предложение Бога. На религиозном рынке богатые предложения. Но Господь оценил их в Своём пришествии на землю. «Вы – гробы окрашенные, – сказал Он, – снаружи красивы, а внутри полны мёртвых костей...» Как ни странно, есть такие школы и учителя, которые понимают непреходящую ценность Божьего Слова, и это Слово жизни нужно и школьникам и школьным учителям.

    – Возможно ли в принципе хоть какое-то сотрудничество баптизма и православия?
    – Хоть какое-то – возможно. Нужно снижение градуса межрелигиозного напряжения. Нужно и тем и другим понять и принять положение вещей, как оно есть, освоить евангельскую истину о любви ко всем, даже к врагам. Это ещё не усвоенный урок и для православных и для баптистов.
    Баптисты показали обществу силу Божью в колониях и наркологических диспансерах, сиротских приютах и домах престарелых. Везде, где баптисты совершают служение, которое общество называет социальным, результаты – как социальные, так и духовные, – радуют Бога! Православным священникам стоит потрудиться и прочитать слова Учителя Иисуса: «...Иоанн сказал: Учитель! Мы видели человека, который именем Твоим изгоняет бесов, а не ходит за нами; и запретили ему, потому что не ходит за нами. Иисус сказал: не запрещайте ему, ибо никто, сотворивший чудо именем Моим, не может вскоре злословить Меня. Ибо кто не против вас, тот за вас» (Марк. 9:38-40). На этом поприще есть и сотрудничество, но очень незначительное.

    – Почему российский баптизм традиционно пассивен в отношениях с общественностью?
    – Так категорично, может быть, и не стоило бы говорить. По-разному бывает. Думаю, что причина в истории. Сами баптисты впитали в себя предубеждение о том, что они как церковь – институт Небесного Царства, и им не о чем говорить с общественностью. Тем более, что общественность во времена советской власти гнала взашей баптистов, называла их «пережитком прошлого» и, расчищая пространство для «светлого будущего», изживала баптистов как «негодный элемент». В России практически отсутствует общественность как форма гражданского общества. Существующие группы очень политизированы, ориентированы на власть – государственную или религиозную, неважно, но они зависимы и потому не способны к свободному общению, нелицеприятному диалогу. В обществе отсутствует культура толерантности. Очень высок градус неприязни к инаковости. «Против кого дружим» – и сегодня главный стимул объединения.

    – Нужно ли баптизму заявлять о себе и как это лучше, по-вашему, делать?
    – Ответ всегда – да, нужно заявлять! Но как, это уже дело другое, это непросто.
    Есть в Нагорной проповеди слова нашего Спасителя: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Матф. 5:16). Я не знаю лучшего заявления о баптистах. Мы должны быть похожи на своего Учителя, как никто другой.
    А вот Его распяли. «И еще более искали убить Его Иудеи за то, что Он не только нарушал субботу, но и Отцом Своим называл Бога, делая Себя равным Богу» (Иоан. 5:18). А почему не распинают нас?

     
    Сектантов.NET » Диалог » Протестантизм » О баптизме и клерикализме
    • Страница 1 из 1
    • 1
    Поиск:

    Хостинг от uCoz