26 сентября 1998 г. Сейчас, родные мои, мы будем подходить к Святой Чаше, будем причащаться Святых Христовых Тайн. Сам Господь выходит к нам через Царские Врата в этот момент. Сегодня мы читали с вами в Евангелии, как спросил Христос своих учеников: "За кого меня считают люди?" И ответили апостолы: "Одни говорят, что это воскрес Иоанн Креститель, другие, что Ты - Иеремия, или один из пророков". Видите, нам всегда хочется видеть рядом какое-то чудо, но такое чудо, о котором мы уже знаем. А апостол Петр вдруг неожиданно восклицает: "А Ты Христос, Сын Бога Живаго!" Ему, этому простому и грубому человеку - а именно таким был апостол Петр - удалось прорваться именно через это человеческое, (естественное, наверное) желание - увидеть чудо таким, каким я о нем уже знал, выйти в область реальности, которая всегда много богаче, чем то, что мы о ней думаем. Наша задача и сегодня - она очень похожа на задачу апостола Петра: прорваться через легенды, прорваться через разного рода воспоминания других людей и оказаться лицом к лицу со Христом. Для того чтобы наша вера в Него была не какой-то системой безопасности, а именно личной встречей. Что я называю "системой безопасности"? Я попытаюсь объяснить. Иногда говорят, что если что-то случилось надо пойти в церковь, надо поставить свечку, надо подать записочку, надо пожертвовать деньги и т.д. Это все, может быть, и неплохо, но ведь это еще не имеет никакого отношения к вере нашей в Бога и во Христа. Прежде всего в таких случаях необходима наша личная молитва, необходима молитва иногда ночь напролет, иногда со слезами, а иногда без слез, по-разному. Давайте вспомним старых людей, людей былого времени. Как часто старые бабушки былых времен стояли на коленках часами и молились. А мы теперь придумали новый метод - пойти в церковь, поставить свечку и подать записочку - и уже можем не молиться. И уже освобождаем себя от этого личного прорыва навстречу Христу. А ведь только личный прорыв может как-то изменить нас. Пока мы не изменимся, у нас ничего не получится. Нам так нужно мужество, нам так нужна мудрость, нам так нужна смелость, нам так нужно какое-то дерзновение и упорство. Всем - и большим, и маленьким! Потому что всем нам не хватает упорства, всем нам не хватает смелости, всем нам не хватает мужества. Все это нам необходимо, а у нас ничего не получается. Очень часто не получается именно потому, что мы не умеем подойти к Христу так близко, как это сделал апостол Петр, и встретиться с Ним лицом к лицу и с глазу на глаз. Все это возможно на самом деле - мы знаем по опыту других людей. Все это абсолютно необходимо нам. А мы предпочитаем по-прежнему "систему безопасности" - пойти в церковь, поставить свечку и не попытаться даже при этом что-то сказать от сердца, что-то сказать Богу, не пытаемся при этом сделать вот этого, такого необходимого для нас прорыва. Преподобный Серафим Саровский тысячу ночей простоял в молитве на камне. Никто от нас не ждет этой тысячи ночей, у нас не получится, мы - не Серафим Саровский, мы гораздо проще, гораздо меньше, гораздо слабее. Но иногда час, иногда полчаса, иногда даже трех минут молитвы не бывает в нашей жизни - и вот от этого получается, что мы такие слабые. Знаете, ведь не Богу нужна молитва, а нам с вами, потому что Господь и без наших молитв нас любит, и нас бережет, и охраняет. Молитва нужна нам с вами для того, чтобы мы установили эту личную связь с Богом. Без этой молитвы нам очень плохо, потому что мы не чувствуем Его. Он нас чувствует, он нас бережет, но это какая-то односторонняя связь. В молитве связь человека с Богом становится двухсторонней, в молитве происходит, действительно, огромное преображение реальности, и мы становимся другими. Поэтому нет на самом деле ничего так необходимого человеку как молитва, а мы все время стараемся заменить ее чем-нибудь. Вот о чем мне хотелось сказать вам сегодня, призвав вас, подходя к Святой Чаше, чувствовать, что мы соприкасаемся с самим Христом. Это очень важно, это просто необходимо. Часто не только дети, но и взрослые люди не всегда понимают, но давайте поймем сердцем, что это какой-то очень важный и обжигающий момент в жизни, тот обжигающий момент в жизни, который является прикосновением Бога, через который мы с вами можем, действительно можем, начать становиться другими, начать становиться смелее, начать становиться мудрее, начать становиться сильнее внутренне, не сильнее в смысле мускулов , а сильнее внутренне. Бог благословит вас всех!