Пятница, 29.03.2024, 06:48
 
|Главная | Мой профиль | ВыходРегистрацияВход  Вы вошли как Гость | Группа "Гость наблюдатель =)" | RSS
  • С НОВЫМ ГОДОМ, NIHIL! (9)
    [Мой путь к вере]
  • Помолитесь за здравие моего отца, болящего р.Б. Алексея (7)
    [Просьбы о молитве]
  • Бунт: война против Бога (7)
    [Православие]
  • К вопросу о книжниках и фарисеях (3)
    [F.A.Q.]
  • Устал от сектологов (22)
    [Сектология и лжехристианство]



  • [ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
    • Страница 1 из 1
    • 1
    Сектантов.NET » Диалог » Православие » Подайте Христа ради!
    Подайте Христа ради!
    ИнгаДата: Среда, 21.01.2009, 19:27 | Сообщение # 1
    Группа: Удаленные





    Патриарх Алексий II обратился к президенту Медведеву с письмом, в котором просит "обеспечить финансовую стабильность РПЦ МП в условиях кризиса".

    Краткий конспект.

    На прошлой неделе стало известно, что патриарх Алексий II обратился к президенту Медведеву с письмом, в котором просит "обеспечить финансовую стабильность РПЦ МП в условиях кризиса". В частности, для этого Алексий II просит распространить систему страхования вкладов на все средства РПЦ МП, размещенные на банковских счетах, а также освободить от налога на имущество все помещения, находящихся в распоряжении церкви (сейчас налогом не облагаются только те из них, которые непосредственно используются в культовых целях, то есть храмы, часовни и т.д., а за дома священников, архиерейские резиденции, офисы, гостиницы и прочее приходится платить).

    Кроме этого, РПЦ МП просит у государства беспроцентную ссуду для "стабилизации своего финансового положения" или, иначе говоря, для решения целого ряда проблем, которые в результате нынешнего кризиса возникли у РПЦ МП, как и у всякой другой организации, владеющей банковскими активами и активно участвующей в строительных проектах (а по строительной сфере кризис ударил болезненнее всего).

    Так, доходы РПЦ МП менее чем на 10 процентов складываются из отчислений епархий (а эти отчисления как раз и производятся из средств, получаемых от продажи свечей, пожертвований прихожан и взимания платы за совершение треб). Так что Московская патриархия 90 процентов своих доходов получает из иных источников. Каких? В докладе патриарха в качестве таковых указаны гостиничный комплекс "Даниловский", художественно-производственное предприятие "Софрино", а также "частные пожертвования".

    РПЦ МП сама ведет активную финансовую деятельность, вкладываясь в ценные бумаги и в банковский бизнес. В Уставе РПЦ МП от 2000 года среди источников ее доходов прямым текстом обозначены поступления "от ценных бумаг и вкладов, размещенных на депозитных счетах". Стоит напомнить, что в девяностых годах РПЦ МП принадлежал крупный пакет акций АО "Международное экономическое сотрудничество", которое занималось в том числе и экспортом нефти (на льготных условиях), принимала участие в международных сделках (например, в программе "Нефть в обмен на продовольствие"), в связи с чем была замешана в крупных финансовых скандалах. Помимо неизвестных широкой публикой активов РПЦ МП в предприятиях различного плана, существуют и вполне известные "церковные банки", такие как банк "Пересвет" и банк "Софрино". Крупные пакеты акций этих банков принадлежат церковным иерархам, сами клирики или близкие церковным кругам персоны входят в их управляющие советы, а одним из официальных направлений их деятельности является церковная благотворительность.

    Также стоит вспомнить о масштабных проектах РПЦ МП в области строительства элитного жилья, офисов и гостиничных комплексов. Проекты эти заманчивы для инвесторов: ведь РПЦ МП владеет крупным земельным фондом, в том числе и в центре Москвы (земля передается РПЦ МП на безвозмездной основе московским руководством, очевидно имеющим с Московской патриархией общие бизнес-интересы, в том числе и в строительной сфере).

    Стоит вспомнить, что земля, принадлежащая РПЦ МП, не облагается земельным налогом. Причем Министерство финансов в письме от 24 мая 2005 года за номером 03-06-02-02/41 весьма любопытно уточнило применение налоговых льгот: "Освобождению от налогообложения земельным налогом подлежит весь земельный участок, принадлежащий религиозной организации, на котором расположено здание, строения или сооружение религиозного либо благотворительного назначения, независимо от нахождения на данном земельном участке зданий, строений и сооружений иного назначения".

    Иными словами, если РПЦ МП договорилась со строительной фирмой, и на участке земли, принадлежащем ей, появился огромный дом с элитными квартирами, а рядом воткнута маленькая часовенка два на два метра, то земельный налог все равно можно не платить.

    А в том, будет ли получена ссуда – и новые налоговые льготы – можно не сомневаться. Российская власть всегда спешит поддержать церковь в трудную минуту. Вспомним знаменитое письмо Министерства финансов от 4 ноября 1996 года за номером 11-01-08, в котором, "учитывая финансовые трудности РПЦ МП", Минфин "в виде исключения поддержал просьбу Патриарха Московского и Всея Руси Алексия о возможности принимать подакцизные товары в порядке гуманитарной помощи в рамках установленной квоты". Тогда РПЦ МП было разрешено беспошлинно ввезти в Россию 50 тысяч тонн табачных изделий и 112,3 миллиона литров церковного вина. Конечно, может быть, табачные изделия и вино были распространены затем в сугубо духовных и благотворительных целях, и деньги от их продажи пошли на нужды маленьких беззащитных сироток, но проверить это не представляется возможным.

    Так кого, говорите, Иисус изгнал из храма?

     
    Комет бДата: Четверг, 26.11.2009, 23:38 | Сообщение # 2
    Группа: Гость наблюдатель =)





    Наука и религиозный бред.
    Пользователь: Глюк
    Дата: 18, Май, 2009 22:49

    Открытое письмо десяти академиков РАН
    президенту Российской Федерации В.В. Путину

    24 июля 2007 года академики отправили это письмо. Естественно, его опубликовали скептические и атеистические сайты (Журнал "Скепсис", "Научный атеизм", "Разум или вера?", "А-сайт"). Письмо вызвало огромный общественный резонанс в российской прессе. Наверно, не осталось ни одного крупного печатного издания, которое его не упомянуло. Однако поисковики показывают странную картину: текст письма можно найти почти исключительно в форумах и блогах – интернетовский вариант "самиздата". НИ ОДНА крупная российская газета письмо не перепечатала. НИ ОДИН крупный новостной сайт не только не опубликовал письма, но даже не дал на него ссылку. В лучшем случае, обошлись кратенькой цитатой. Часто – с издевательским комментарием.

    Впрочем, текст нашелся на нескольких научно-образовательных сайтах:

    * www.ufn.ru/tribune/trib240707.pdf – в журнале "Успехи физических наук" (PDF)
    * www-sbras.nsc.ru/HBC/hbc.phtml?2+426+1 – в газете сибирского отделения РАН "Наука в Сибири"
    * www.uni-u.ru/new/disc-2.htm – на сайте филиала университета "Дубна"

    Из журнала "УФН" мы и перепечатываем полный текст письма ученых. Если вы его еще не читали – прочтите из уважения к авторам: каждый из них – в буквальном смысле один из творцов российской науки.

    Президенту Российской Федерации
    В.В.Путину

    Глубокоуважаемый Владимир Владимирович!

    С нарастающим беспокойством мы наблюдаем за все возрастающей клерикализацией российского общества, за активным проникновением церкви во все сферы общественной жизни. Конституция Российской Федерации провозглашает светский характер нашего государства и принцип отделения церкви от системы государственного образования. Мы обращаемся с этим письмом к Вам, как к высшему должностному лицу нашей страны, являющемуся гарантом соблюдения основных положений Конституции.

    В марте с.г. в Москве проходил XI Всемирный русский национальный собор. Среди его решений обращает на себя внимание резолюция «О развитии отечественной системы религиозного образования и науки». Название несколько странное. Если религиозное образование – внутреннее дело РПЦ, то с какой стати церковь заботится о развитии науки? И нужна ли науке такая забота? Из дальнейшего текста все становится ясным. В резолюции предлагается обратиться в Правительство РФ с просьбой “о внесении специальности «теология» в перечень научных специальностей Высшей аттестационной комиссии. Сохранить теологию как самостоятельное научное направление”. Более того, в резолюции содержится еще одна настоятельная просьба “о признании культурологической значимости преподавания основ православной культуры и этики во всех школах страны и о включении этого предмета в соответствующую область федерального образовательного стандарта”.

    Что касается попыток внедрения теологии в ВАК, они начались отнюдь не сегодня. Но раньше ВАК ощущала мощное давление, не видимое постороннему глазу. После Собора оно уже не скрывается. А на каком основании, спрашивается, теологию, совокупность религиозных догм, следует причислять к научным дисциплинам? Любая научная дисциплина оперирует фактами, логикой, доказательствами, но отнюдь не верой.

    Между прочим, католическая церковь практически полностью отказалась от вмешательства в дела науки (в 1992 г. она даже признала свою ошибку в деле Галилея и «реабилитировала» его). В беседе с академиком В.И.Арнольдом (март 1998) папа Иоанн Павел II признал, что наука одна способна установить истину, а религия, по словам понтифика, считает себя более компетентной в оценке возможного использования научных открытий. Наша РПЦ придерживается иной точки зрения: «Необходим диалог власти и общества для того, чтобы сложившаяся в советское время монополия материалистического видения мира, наконец, прекратилась в российской образовательной системе» (из резолюции Собора).

    Вообще-то говоря, все достижения современной мировой науки базируются на материалистическом видении мира. Вопрос этот давно решен и, в этом смысле, нам просто не интересен. Ничего иного в современной науке просто нет. Прекрасно высказался на эту тему известный американский физик, лауреат Нобелевской премии С.Вайнберг: “Опыт ученого делает религию совершенно несущественной. Большинство ученых, которых я знаю, вообще не думают на эту тему. Они настолько не размышляют о религии, что даже не могут считаться активными атеистами” (New York Times, 23 августа 2005 г.). Так на что же нам предлагают менять «монополию материалистического видения мира»?

    Но вернемся к Высшей аттестационной комиссии. Внедрение церкви в государственный орган – очевидное нарушение Конституции страны. Впрочем, церковь уже внедрилась в вооруженные силы, СМИ рекламируют религиозные церемонии окропления новой боевой техники (спускаемые на воду надводные и подводные корабли окропляются в обязательном порядке, но, увы, не всегда это помогает). Широко освещаются религиозные церемонии с участием высокопоставленных представителей власти и т.д. Все это примеры активной клерикализации страны.

    Обратимся теперь к школе. Иерархи РПЦ призывают Правительство ввести во всех школах России обязательный предмет – «Основы православной культуры». Надо сказать, идея запустить религию в школы страны вынашивается давно. В циркуляре Алексия II № 5925 от 9 декабря 1999 г., обращенном ко «всем епархиальным преосвященным», отмечается, что «мы не решим задачи духовно-нравственного воспитания будущих поколений России, если оставим без внимания систему государственного образования». В заключительной части этого документа сказано: «Если встретятся трудности с преподаванием «Основ православного вероучения», назвать курс «Основы православной культуры», это не вызовет возражений у педагогов и директоров светских учебных заведений, воспитанных на атеистической основе». Из процитированного текста следует, что под видом «Основ православной культуры» нам пытаются ввести (и вновь в обход Конституции) «Закон Божий».

    Даже если предположить, что речь действительно идет о курсе “Основ православной культуры”, уже не раз говорилось что в многонациональной многоконфессиональной стране такой курс вводить нельзя. И тем не менее, Собор считает, что изучение школьниками “Основ православной культуры” необходимо в нашем государстве, где православные составляют абсолютное большинство населения». Если считать атеистов русской национальности (которых у нас отнюдь не так мало, как этого кое-кому хотелось бы) поголовно православными, то большинство, наверное, получится. А вот если без атеистов, то, увы, православные окажутся в меньшинстве. Ну, да дело не в этом. Разве можно так презрительно относиться к другим конфессиям? Не напоминает ли это православный шовинизм? В конце концов, неплохо было бы церковным иерархам задуматься, куда приведет такая политика: к консолидации страны или к ее развалу?

    В Европейском сообществе, где межконфессиональная рознь уже проявилась во всей красе, после длительных обсуждений пришли к выводу о необходимости введения в школах курса истории основных монотеистических религий. Основной довод состоит в том, что знакомство с историей и культурным наследием других конфессий будет способствовать улучшению взаимопонимания между представителями различных национальностей и религиозных убеждений. Никому и в голову не пришло, к примеру, требовать введения «Основ католической культуры». На предыдущих Рождественских чтениях Министр образования и науки А.А.Фурсенко сообщил, что закончена работа над учебником «Истории мировых религий». Лоббисты православия встретили сообщение в штыки. Между тем, учебник, написанный сотрудниками Института истории РАН (он называется «Религии мира»), хорошо сбалансирован и содержит много сведений, которые следует знать каждому человеку, считающему себя культурным.

    А что мы имеем сейчас? Год назад петербургская школьница Маша и ее папа обратились в суд с требованием включить в программу средней школы по биологии теорию творения человека божественной силой (креационизм) вместо «устаревшего и ошибочного» дарвинизма. Абсурдная сложилась ситуация: почему-то суд должен решать, верна ли теория эволюции, которая утверждает, что жизнь на Земле зародилась свыше трех миллиардов лет назад, или же справедлива теория творения, которая, в отличие от эволюционной теории, не может представить ни одного факта, и, тем не менее, утверждает, что жизнь на Земле существует несколько тысяч лет. Казалось бы, это вопрос, относящийся только к компетенции науки. Однако Маша и ее папа получили поддержку от патриарха Алексия II, который на Рождественских образовательных чтениях заявил: «Никакого вреда не будет школьнику, если он будет знать библейское учение о происхождении мира. А если кто хочет считать, что он произошел от обезьяны, - пусть он так и считает, но не навязывает это другим». А что, если в школе изъять любые доказательства, забыть про элементарную логику, полностью выхолостить последние остатки критического мышления, и перейти на зазубривание догматов, тоже никакого вреда не будет? Кстати, чтобы все было точно, ни Дарвин, ни его последователи никогда не утверждали, что человек произошел от обезьяны. Утверждалось лишь, что у обезьяны и человека были общие предки. Да и не только с дарвинизмом у церкви проблемы. Например, какое отношение имеет “библейское учение о происхождении мира” к фактам, твердо установленным современной астрофизикой и космологией? Что же в школе изучать – эти факты или “библейское учение” о сотворении мира за семь дней?

    Верить или не верить в Бога – дело совести и убеждений отдельного человека. Мы уважаем чувства верующих и не ставим своей целью борьбу с религией. Но мы не можем оставаться равнодушными, когда предпринимаются попытки подвергнуть сомнению научное Знание, вытравить из образования «материалистическое видение мира», подменить знания, накопленные наукой, верой. Не следует забывать, что провозглашенный государством курс на инновационное развитие может быть осуществлен лишь в том случае, если школы и вузы вооружат молодых людей знаниями, добытыми современной наукой. Никакой альтернативы этим знаниям не существует.

    Академики Российской Академии наук:

    Александров Е.Б.

    Абелев Г.И.

    Алферов Ж.И.

    Воробьев А.И.

    Барков Л.М.

    Гинзбург В.Л.

    Инге-Вечтомов С.Г.

    Кругляков Э.П.

    Cадовский М.В.

    Черепащук А.М.
    Примечания:

    Александров Евгений Борисович - доктор физико-математических наук, специалист в области физической оптики, атомной спектроскопии, лазерной физики и магнитометрии, академик РАН по Отделению общей физики и астрономии.

    Абелев Гарри Израйлевич - профессор кафедры вирусологии биологического факультета МГУ, специалист в области иммунохимии и иммунохимии рака, академик РАН по Отделению физико-химической биологии.

    Алферов Жорес Иванович - доктор физико-математических наук, специалист в области полупроводников и лазеров, лауреат Нобелевской премии 2000 года, вице-президент РАН.

    Воробьев Андрей Иванович - профессор, специалист в области клинической физиологии крови и радиационной медицины, директор Гематологического научного центра РАМН, академик РАН по Отделению физиологии и РАМН.

    Барков Лев Митрофанович - профессор, специалист по ядерной физике и физике элементарных частиц, академик РАН по Отделению ядерной физики.

    Гинзбург Виталий Лазаревич - доктор физико-математических наук, специалист по физике плазмы, кристаллооптике, физике космических лучей и сверхпроводимости, лауреат Нобелевской премии по физике 2003 года, академик РАН.

    Инге-Вечтомов Сергей Георгиевич - доктор биологических наук, специалист в области общей и молекулярной генетики, академик РАН по Отделению общей биологии.

    Кругляков Эдуард Павлович - доктор физико-математических наук, специалист в области физики плазмы, физики конденсированных сред и лазеров, руководитель кафедры физики плазмы НГУ, академик РАН по Отделению общей физики и астрономии.

    Садовский Михаил Виссарионович - доктор физико-математических наук, физик-теоретик, специалист по сверхпроводимости, академик РАН по Отделению общей физики и астрономии.

    Черепащук Анатолий Михайлович - доктор физико-математических наук, специалист по астрофизике и физике звезд, академик РАН по Отделению общей физики и астрономии.

    Добавлено (26.11.2009, 23:37)
    ---------------------------------------------

    Журнал "Право и безопасность"

    Номер - 1-2 (22-23), Июль 2007

    Православие — общенациональная религия России

    Бочков С.О., главный редактор журнала "Право и безопасность"

    В Послании Президента Российской Федерации В.В.Путина Федеральному собранию 26 апреля 2007 года говорится: «…мы понимаем, что находимся, конечно, только в начале трудного пути к подлинному возрождению страны. И чем более сплоченным будет наше общество, тем быстрее и уверенней мы сможем пройти этот путь.

    Хотел бы отметить, что духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности — это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность. Убежден, общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров, когда в стране хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории.

    Именно это национальное богатство является базой для укрепления единства и суверенитета страны, служит основой нашей повседневной жизни, фундаментом для экономических и политических отношений. …

    В то же время культурная и духовная самобытность еще никому не мешали строить открытую миру страну. Россия сама внесла огромный вклад в становление общеевропейской и мировой культуры. Наша страна исторически формировалась как союз многих народов и культур. И основу духовности самого российского народа испокон веков составляла идея общего мира — общего для людей различных национальностей и конфессий»1.

    Выступая на заседании Совета при Президенте России по культуре и искусству 30.05.07, Президент подчеркнул: "… в Послании этого года был сделан особый акцент на сбережение культурной самобытности России и укрепление собственных культурно-нравственных ценностей. Такие ценности и ориентиры составляют основу государственной самостоятельности и являются базой для консолидации нашего общества. … Мы … прежде всего должны создать все условия, чтобы становление молодого поколения проходило в благоприятной атмосфере отечественной культуры, чтобы у молодежи воспитывался высокий художественный вкус и стандарты поведения, чтобы она своевременно набиралась духовной зрелости и обладала культурным иммунитетом. … Социальные и гуманитарные науки должны быть в России не менее востребованы и приоритетны. В их основе - привитие творческих навыков, формирование нравственных идеалов, серьезное побуждение к работе души и совести".

    На церемонии подписания Акта о каноническом общении Московского Патриархата и Русской Зарубежной Церкви 17.05.07 Президент подчеркнул: «Мы осознали, что национальный подъем, развитие России невозможны без опоры на исторический и духовный опыт».

    В заявлении, принятом Государственной Думой 18.05.07, говорится: «Депутаты Государственной Думы солидарны с Президентом Российской Федерации В.В.Путиным, который отметил, что возрождение церковного единства — это важнейшее условие для восстановления утраченного единства всего «русского мира», одной из духовных основ которого всегда была православная вера.

    Современное развитие нашего государства невозможно без опоры на опыт, связанный с традициями и духовным авторитетом конфессий, составляющих неотъемлемую часть исторического наследия народов России. Российская Федерация, являясь светским государством, признает особую роль православия в истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры, поэтому восстановление единства Церкви объединяет российское общество, служит укреплению нашей страны. Депутаты Государственной Думы заявляют о важности подписания Акта о каноническом общении. Это событие является закономерным этапом утверждения тех ценностей, которыми тысячелетиями живет наша страна, имеет поистине всенародный, исторический масштаб и огромное нравственное значение»2.

    Рассмотрим, как для решения поставленной Президентом задачи обеспечения духовного единства народа и поддержки объединяющих нас моральных ценностей могут быть использованы такие институты гражданского общества3, как общенациональная религия РФ и национальная религия республики - субъекта РФ.

    Общенациональная идеология

    Согласно ч. 2 ст. 13 Конституции РФ, "никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной". Данное положение Конституции, конечно, не означает, что страна не должна иметь никакой общенациональной идеологии. Ведь тогда обязательной на территории России стала бы либеральная идеология, которая заключается в отказе от единого идейного ориентира развития общества.

    "…в применении к обществу принцип свободы ничего не говорит о том, как именно индивид должен пользоваться предоставленной ему свободой: это не всеобъемлющая этика. Более того, одна из главнейших целей либерала состоит в том, чтобы оставить этическую проблему индивиду: пусть он сам поломает над ней голову"4

    Источником общенациональной идеологии должно быть не только государство, но и непосредственно многонациональный российский народ, институты гражданского общества. Без идейных ориентиров не живет ни одна страна в мире. Отказ от определения общенациональной идеологии ослабляет страну, ведет к нарушению прав граждан, создает предпосылки для заполнения идеологического вакуума активной политикой других государств, международных организаций и корпораций, в результате чего навязывается инородное мировоззрение, "потребительское общество", создает почву для проникновения экстремистских идей.

    "…Для современных номиналистских нравов бессмысленно допущение существования социального идеала в некоторой платоновской модели бытия. Утилитаристская философия Иеремии Бентама и его последователей пыталась вместо этого обосновать общественное благо благом индивидуумов. Гедонистическая психология, которая ассоциируется с утилитаристской философией, была использована для того, чтобы обосновать, что благо каждого индивидуума идентично его желаниям. Следовательно, общественное благо в некотором смысле должно быть составлено из желаний индивидуумов. Подобная точка зрения служит оправданием как политической демократии, так и экономики laissez-faire (экономика свободного рынка в чистом виде); или, по крайней мере, экономической системы, где потребители свободно выбирают товары, а работники - род занятий"5.

    Необходимо, при условии обеспечения и защиты идейного многообразия, придти к согласию о такой общенациональной идеологии, которая наиболее полно отражает национальные традиции, защищает национальные интересы.

    В этом ключе можно, например, рассматривать концепцию суверенной демократии. Автор концепции В.Ю.Сурков пишет: "Краткими определениями суверенной демократии способны служить почти буквальные переводы этого термина на старомодный ("самодержавие народа") и современный ("правление свободных людей") русский"6. Само появление слова "самодержавие", пусть и в таком контексте, свидетельствует о том, что либеральная идеология в ее западном понимании является пройденным этапом российских реформ.

    Все влиятельные политические и общественные деятели активно высказываются по вопросу формирования общенациональной идеологии. Конечно, необходима дальнейшая широкая общественная дискуссия по данному вопросу. Но в любом случае очевидно, что поставленная задача защиты духовного единства страны не может быть эффективно решена без включения религиозного фактора.

    В связи с многовековой традицией и нынешней конфессиональной структурой российского общества, естественной базой общенациональной идеологии России являются нравственные принципы, которые следуют из Православия.

    Отвечая на вопрос "Какую религию вы исповедуете?", назвали себя православными 62%, мусульманами - около 8%, атеистами - 15%, "в Бога верю, но не отношу себя к какому-либо исповеданию" - 14%. Еще 1,2% в соцопросе проходят по графе "другое": к ним социологи причисляют другие христианские конфессии, иудаизм, буддизм и пр.

    Обращает на себя внимание динамика роста православных: в 1991 г. таковыми называли себя примерно треть населения, тогда как в 2006 г. - уже две трети. Число же мусульман не меняется, атеистов стало в 2 раза меньше. Подобная динамика за столь короткий исторический период является беспрецедентной. Кроме того, важно, что "освоение религиозного пространства идет в формах традиционной религиозности".

    Из 62% православных - 8,5% активных (несколько раз в месяц посещают церковь, регулярно причащаются), 20,8% - умеренных (в храме - 1 раз в месяц и реже), 21,3% - пассивных (заходят в храм по большим праздникам). Социологи отмечают, что 46% из указанных 62% при подробном опросе оказываются "нейтральными, неверующими", т.е. относящими себя к православию по этнокультурному признаку. Социологам удалось также посчитать, что с конца 80-х гг. число регулярно совершающих исповедь и причастие выросло в 4 раза.

    Опровергая мнение о "старушках", социологи создали портрет современного российского верующего: среднему активному православному сейчас 48,6 лет и на 75% это женщины, тогда как среди активных мусульман больше мужчин (60,5%), а средний возраст примерно такой же - 45,6 лет, что близко к средним значениям по стране.

    Данные социологических исследований Российского института общественного проектирования (осень 2006 г.)

    В "Основных положениях региональной политики в Российской Федерации"7 среди целей региональной политики в области национально-этнических отношений в духовной сфере указаны:
    сохранение исторического наследия русской культуры, создание в обществе атмосферы уважения к ее достижениям;
    учет религиозных и конфессиональных особенностей различных народов, соблюдение равного статуса вероисповеданий, признание важной роли традиционной религии в воспитании чувства уважения и доверия между народами, веротерпимости; поддержку миротворческой деятельности духовенства всех вероисповеданий, его усилий, направленных на укрепление межнационального согласия и сохранение целостности Российского государства.

    Конечно, речь не идет об установлении Православия в качестве государственной религии в России8. Однако необходимо использовать потенциал Православия, а также нормативно оформить тот особый статус, который исторически имеет Православие в России, дать правовое оформление влиянию, которое православная традиция оказывает на выбор Россией своего пути.

    Также необходимо задействовать потенциал национальной религии республик - субъектов РФ и закрепить ее роль в развитии этих республик и как часть общенациональной духовной традиции.

    Общенациональная идеология (или общенациональная идея) в России должна быть, и в ее основании должно быть мировосприятие православное как общенациональной религии, как и мировосприятие национальных религий республик - субъектов РФ как часть общенационального духовного достояния.

    Безопасность Российской Федерации в духовной сфере

    Говоря о выработке общенациональной идеологии, нельзя обойти вопросы безопасности Российской Федерации в духовной сфере.

    В соответствии со ст. 1 закона РФ "О безопасности"9 к основным объектам безопасности, в частности, относятся: личность - ее права и свободы; общество - его материальные и духовные ценности.

    Президентом РФ утверждена "Концепция национальной безопасности Российской Федерации"10.

    Согласно Концепции, национальные интересы России - это совокупность сбалансированных интересов личности, общества и государства.

    Национальные интересы обеспечиваются институтами государственной власти, осуществляющими свои функции в том числе во взаимодействии с действующими на основе Конституции РФ и законодательства РФ общественными организациями. Национальные интересы в духовной сфере, согласно Концепции, состоят в сохранении и укреплении нравственных ценностей общества, традиций патриотизма и гуманизма, культурного и научного потенциала страны. В "Концепции национальной безопасности Российской Федерации" отмечается, что девальвация духовных ценностей способствует усилению напряженности во взаимоотношениях регионов и центра, представляя собой угрозу федеративному устройству и социально-экономическому укладу Российской Федерации.

    Признается, что снижение духовно-нравственного потенциала общества является одним из основных факторов, способствующих росту преступности, особенно ее организованных форм, а также коррупции.

    Согласно Концепции, обеспечение национальной безопасности Российской Федерации, среди прочего, включает в себя:
    защиту культурного, духовно-нравственного наследия, исторических традиций и норм общественной жизни;
    формирование государственной политики в области духовного и нравственного воспитания населения;
    введение запрета на использование эфирного времени в электронных средствах массовой информации для проката программ, пропагандирующих насилие, эксплуатирующих низменные проявления;
    противодействие негативному влиянию иностранных религиозных организаций и миссионеров.

    Президентом РФ также утверждена "Доктрина информационной безопасности Российской Федерации"11.

    В Доктрине выделяются как отдельный вид угроз информационной безопасности Российской Федерации следующие угрозы:
    конституционным правам и свободам человека и гражданина в области духовной жизни,
    индивидуальному, групповому и общественному сознанию,
    духовному возрождению России.

    К угрозам информационной безопасности Доктриной, в частности, отнесены:
    девальвация духовных ценностей, пропаганда образцов массовой культуры, основанных на культе насилия, на духовных и нравственных ценностях, противоречащих ценностям, принятым в российском обществе;
    снижение духовного, нравственного и творческого потенциала населения России.

    Среди источников угроз информационной безопасности Российской Федерации в Доктрине называются:
    деятельность иностранных политических, экономических, военных, разведывательных и информационных структур, направленная против интересов Российской Федерации в информационной сфере;
    стремление ряда стран к доминированию и ущемлению интересов России в мировом информационном пространстве, вытеснению ее с внешнего и внутреннего информационных рынков;
    неразвитость институтов гражданского общества и недостаточный государственный контроль за развитием информационного рынка России.

    Доктрина определяет, что обеспечение информационной безопасности Российской Федерации в сфере духовной жизни имеет целью, в частности, защиту конституционных прав и свобод человека и гражданина, связанных:
    с развитием, формированием и поведением личности;
    со свободой массового информирования, использования культурного, духовно-нравственного наследия, исторических традиций и норм общественной жизни;
    с реализацией конституционных ограничений прав и свобод человека и гражданина в интересах сохранения и укрепления нравственных ценностей общества, традиций патриотизма и гуманизма.

    К числу основных объектов обеспечения информационной безопасности Российской Федерации в сфере духовной жизни относятся нравственные ценности и культурное наследие народов и народностей Российской Федерации.

    Наибольшую опасность в сфере духовной жизни, согласно Доктрине, представляют, в частности, следующие угрозы информационной безопасности РФ:
    возможность нарушения общественной стабильности, нанесение вреда здоровью и жизни граждан вследствие деятельности религиозных объединений, проповедующих религиозный фундаментализм, а также тоталитарных религиозных сект;
    неспособность современного гражданского общества России обеспечить формирование у подрастающего поколения и поддержание в обществе общественно необходимых нравственных ценностей, патриотизма и гражданской ответственности за судьбу страны.

    Последняя из перечисленных проблем поднимается и в "Федеральной программе развития образования"12. В программе определяется: "Судьба подрастающего поколения в значительной мере зависит от восстановления и устойчивого функционирования системы воспитания, определяющей нравственные ориентиры, дающей прочную духовную опору на подлинные, а не мнимые жизненные ценности, формирующей гражданственность и патриотизм".

    Среди основных направлений обеспечения информационной безопасности РФ в сфере духовной жизни в Доктрине выделены:
    развитие в России основ гражданского общества;
    выработка цивилизованных форм и способов общественного контроля за формированием в обществе духовных ценностей, отвечающих национальным интересам страны, воспитанием патриотизма и гражданской ответственности за ее судьбу;
    совершенствование законодательства РФ, регулирующего отношения в области конституционных ограничений прав и свобод человека и гражданина;
    формирование правовых и организационных механизмов обеспечения конституционных прав и свобод граждан, повышения их правовой культуры в интересах противодействия сознательному или непреднамеренному нарушению этих конституционных прав и свобод в сфере духовной жизни;
    введение запрета на использование эфирного времени в электронных средствах массовой информации для проката программ, пропагандирующих насилие и жестокость, антиобщественное поведение;
    противодействие негативному влиянию иностранных религиозных организаций и миссионеров.

    В Доктрине заложены механизмы участия гражданского общества в обеспечении информационной безопасности РФ: "Органы исполнительной власти субъектов… совместно с органами местного самоуправления осуществляют мероприятия по привлечению граждан, организаций и общественных объединений к оказанию содействия в решении проблем обеспечения информационной безопасности Российской Федерации".

    Таким образом, мы видим, что защита традиционных духовно-нравственных институтов уже заложена в действующей нормативно-правовой базе.

    Очевидно, что среди структур гражданского общества именно Русская Православная Церковь в силах взять на себя решение задач духовного воспитания в масштабе всей страны. Это явится вкладом Церкви как института гражданского общества в обеспечение безопасности Российской Федерации в духовной сфере.

    В поздравлении Президента России В.В.Путина Святейшему Патриарху Алексию II от 10.06.07 по случаю годовщины интронизации отмечается: "РПЦ, как один из наиболее значимых институтов гражданского общества, выступает надежным партнером государства в решении социальных задач, оказывает помощь и поддержку нуждающимся и наименее защищенным. И, конечно, реализует свой мощный созидательный, духовный потенциал - утверждает ценности семьи, участвует в воспитании подрастающего поколения, приумножает исконные культурные традиции".

    Аналогичным образом, национальные религии республик - субъектов РФ могут ответственно выполнять задачи духовного воспитания на территории соответствующих республик, способствуя при этом более полному раскрытию национальных культур.

    Статус общенациональной религии Российской Федерации

    Отличие общенациональной религии от государственной заключается в том, что государственная религия - это религия, встроенная в структуру государственной власти, а общенациональная религия - элемент гражданского общества.

    Общенациональная религия не должна быть обязательной для исповедования, но должны приниматься меры по ее защите и поддержке как части общенационального духовного достояния, в силу ее особого значения для обеспечения суверенитета и единства страны, сохранения национальной идентичности, традиций и культуры.

    Общенациональная религия должна вводиться с учетом требований ч. 2 ст. 19, ст. 28, ч. 2 ст. 29 Конституции РФ.

    Заметим, что ст. 68 Конституции РФ, определяющая русский язык государственным языком Российской Федерации:
    не вступает в противоречие со ст. 19 Конституции РФ, которая гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от языка и в которой запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам языковой принадлежности;
    не противоречит ст. 26 Конституции, в которой сказано, что "каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества";
    гарантирует всем народам Российской Федерации право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития.

    Если государственный служащий обязан знать русский язык, даже если этот язык не является для него родным, то почему нельзя предъявить требование, чтобы государственный служащий был знаком с основными положениями общенациональной религии, даже если сам он является последователем другой религии или не исповедует никакой? Это увеличит защищенность прав граждан, послужит укреплению единого духовного пространства страны.

    Православие, как и русский язык, является основополагающей частью российской культуры. Согласно ч. 3 ст. 44 Конституции РФ, каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия. Согласно "Основам законодательства Российской Федерации о культуре"13 культурное наследие народов Российской Федерации включает духовные ценности, созданные в прошлом.

    Статус русского языка как государственного закреплен федеральным законом от 01.06.06 "О государственном языке Российской Федерации", накопленный опыт может быть использован и при определении статуса Православия как общенациональной религии Российской Федерации.

    Национальные религии республик - субъектов Российской Федерации

    Национальные религии республик - субъектов РФ не должны быть обязательными к исповедованию на территории соответствующих республик, как и общенациональная религия РФ. Национальные религии должны иметь государственную защиту на территории соответствующих республик. Служащие государственной и муниципальной службы, работающие на территории республик - субъектов РФ, должны знать и уважать основы национальных религий этих республик.

    Согласно ч. 2 ст. 68 Конституции "республики вправе устанавливать свои государственные языки. В органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях республик они употребляются наряду с государственным языком Российской Федерации". По схожей правовой схеме возможно установление национальной религии республики - субъекта РФ.

    Введение национальной религии республики - субъекта РФ позволит законодательно закрепить, что большей государственной поддержкой (в том числе осуществляемой за счет налогоплательщиков) должны пользоваться религии, исповедуемые большей частью населения, а уравнивать в этом плане все религии (что означало бы реальное неравенство, поскольку относительно одного верующего менее популярной религии выделялась бы большая поддержка).

    Православие как общенациональная религия

    Примеры признания Православия общенациональной религией содержатся в действующем законодательстве.

    Статья 112 Трудового кодекса РФ14 включает в число нерабочих праздничных дней в Российской Федерации "7 января - Рождество Христово".

    В преамбуле Федерального закона "О свободе совести и религиозных объединениях"15 признается "особая роль православия в истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры".

    Особая общественная значимость событий в жизни Православной Церкви признается в документах Президента РФ и Постановлениях Правительства РФ. В качестве примера можно привести Указ Президента РФ от 06.12.98 "О подготовке к встрече третьего тысячелетия и празднованию 2000-летия Христианства" и Распоряжение Правительства РФ от 11.04.05 "О праздновании Русской Православной Церковью в сентябре 2005 года 300-летия Православия

     
    Сектантов.NET » Диалог » Православие » Подайте Христа ради!
    • Страница 1 из 1
    • 1
    Поиск:

    Хостинг от uCoz